Давно известно, что смотреть на привлекательные лица не только приятно, но и полезно: в это время мозг подкармливается эндорфинами. Эти «гормоны счастья» помогают бороться со стрессом, преодолевать трудности, улучшать иммунитет и многое другое. Именно по этой причине конвенционально красивые люди более востребованы: их с большей охотой зовут на свидания и неформальные встречи, приглашают на работу, на них чаще подписываются в социальных сетях. Люди готовы смотреть многочасовые стримы и видео привлекательных блогеров дольше, чем тех, кто меньше вписывается в рамки эстетичной внешности. А начальники готовы платить красивым людям больше денег, чем остальным.
Черты конвенциональной красоты
Что же представляет собой конвенциональная красота и могут ли считаться красивыми одни и те же люди для разных рас и народов? Как показывают исследования, более всего люди любят усредненную внешность. Одним из первооткрывателей этого феномена стал Фрэнсис Гайтон, занимавшийся криминологией и создавший технологию композитных портретов в попытке выявить закономерности между человеческой внешностью и поведением. Композитные портреты показали, что при наложении одних черт на другие получаются более привлекательные лица, тогда как более выраженные черты, например, слишком большие уши или маленькие глаза нивелируются. Объясняется это большей генетической приспособленностью усредненных людей к условиям среды.
Вторым важным показателем красоты является симметрия лица, которая выступает одним из маркеров здоровых генов. Особенно актуален этот параметр в межполовых отношениях. Также при выборе партнера важен и равномерный тон кожи, указывающий на здоровье. Идеалы женской красоты отличаются от идеалов мужской, при этом между расами глобальных различий нет. Конвенционально красивая женщина должна иметь более детские черты лица, такие как большие глаза, маленький нос, щеки, указывающие на ее молодость и большое содержание эстрогенов. А также высокие скулы – признак половозрелости.
Привлекательные мужчины чаще обладают выраженным подбородком, общей квадратностью и широкими бровями, демонстрирующие тестостерон. При этом для долгосрочных отношений женщины чаще выбирают мужчин более «мягкой» внешности, которые кажутся спокойными и способными к заботе. Ярко выраженные черты, подчеркивающие половой диморфизм, усиливают эффект и работают как суперстимулы, что было впервые описано Нико Тинбергеном.
Эффект гало – способ больше заработать и не угодить в тюрьму
Однако красивые люди не только приносят радость другим от нахождения рядом, но и сами получают массу выгод вдогонку к комплиментам. От обладателей конвенциональной красоты, то есть правильных черт лица, ожидают и не менее «правильного» поведения: честности, общительности, отзывчивости, альтруизма и т.д. Красивых людей считают более умными, более профессиональными, более добрыми. Виной тому когнитивное искажение – эффект гало, из-за которого общее впечатление о человеке переносится и на его личность, экспериментально открытый в 1915. В исследовании именно красивых людей отмечали сотрудники корпораций как самых надежных и технически подкованных. То же наблюдали и среди военных. Так гало-эффект обеспечивает красивым людям большее уважение, высокие зарплаты и более быстрое повышение по карьерной лестнице.
Кредит доверия к красивым людям высок даже в случаях, когда те нарушают закон. Окружающие, считающие их более честными и склонными к справедливости, зачастую полагают, что с высокой долей вероятности нарушители исправятся. А потому красивые преступники нередко ограничиваются более щадящими сроками, чем некрасивые, но совершившие точно такие же преступления. Исключением будут только финансовые махинации и мошенничество, при котором разочарованные люди могут, напротив, стараться усилить наказание красавцев.
Нам часто приходится слышать жалобы пациентов, что та или иная услуга стоит дорого, совершенно недооценивая всех возможностей, которые открываются перед красивыми людьми. Внешняя привлекательность – инвестиция в обеспеченное будущее, о чем говорят многие научные исследования. Теперь мы знаем, что ответить на жалобы о высоких ценах.
Больше по теме восприятия красоты можно почитать здесь:
- Роберт Чалдини. (2009). «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
- Maestripieri, D., Henry, A., & Nickels, N. (2017). «Explaining financial and prosocial biases in favor of attractive people: Interdisciplinary perspectives from economics, social psychology, and evolutionary psychology». Behavioral and Brain Sciences
- Рассел Джонс. (2020). «Как работают наши чувства, или Почему кофе вкуснее из красной чашки»
- Аббасов И. Б. (2016). «Визуальное восприятие»