Число инъекционных косметологических процедур в последние полтора десятилетия выросло, по оценкам экспертов, более чем на 150%. Что неизбежно ведет и к увеличению количества регистрируемых осложнений. Любой врач-косметолог стремится их избежать или свести риск к минимуму, ведь даже очень опытный специалист от этого не застрахован. Для чего нам как раз необходимо понимание: в каких областях лица опаснее работать, (а в каких риск меньше), какие осложнения могут возникать, и как максимально эффективно и безопасно выполнять процедуры в этих зонах.
Сегодня в косметологии (от конгрессов – до курсов и мастер-классов) есть тенденция «пугать» опасными зонами и сложностью анатомии. После чего некоторые врачи отказываются работать в этих областях, чем ограничивают и себя, и своих пациентов. Много таких прекрасных на самом деле специалистов обращаются в нашу школу. И обнаруживают, что анатомию на самом деле не нужно заучивать, она доступна, ее можно и нужно понять. А опираясь на это понимание, эффективно работать.
Какие области лица считаются наиболее опасными в косметологии
Эксперты-врачи школы «AnaBioS» подробно рассказывают на наших курсах о работе в сложных областях, страхах и мифах, с ними связанных. Потому что это один из основных запросов, с которым к нам приходят. Перед каждым кадавр-курсом (по ботулинотерапии, объемному моделированию, контурной пластите препаратами гиалуроновой кислоты и коллагеностимуляторами) мы собираем анкеты слушателей и анализируем их: преподаватели изучают потребности, вопросы, страхи, опыт нежелательных явлений врачей, которые придут на курс.
Почитав отзывы наших слушателей, уже можно составить список тех самых опасных областей, которые чаще интересуют врачей. Например, в работе с филлерами. О них же говорится в медицинских научных работах. Это:
- межбровье (38,8%)
- спинка носа, особенно на прооперированных носах (25,5%)
- носогубные складки (13,3%)
- лоб (12,2%)
Далее по статистике идут области среднего риска, как периорбитальная и височная (где врачи часто очень бояться работать иглой), щечная и другие. Это часто повторяемый шаблон, в ответ на который мы на наших курсах объясняем анатомию и показываем наглядно, почему это несложно и неопасно.
Почему именно такая градация: с точки зрения косметологии, самыми опасными считаются области, где есть крупные магистральные сосуды и сосудисто-нервные пучки. Наиболее частые осложнения – сосудистые, встречаются именно в них. Как ишемические (нарушение кровоснабжения в результате сдавливания извне), так и эмболические (филлер попадает в просвет сосуда, перемещается и тромбирует сосуды в коже/головном мозге/сетчатке…). Наиболее грозными могут быть именно эмболические осложнения, потому что результатом бывает, например, слепота, ишемический инсульт головного мозга, некроз и рубцевание тканей и др.
Хотя мы всегда отмечаем, что абсолютно безопасных зон нет, только относительно безопасные – потому что в них могут проходить, например, более мелкие сосуды-перфоранты.
Как работать в опасных областях
Специалисты, конечно, знакомы с общими рекомендациями. Относительно профилактики ишемических осложнений – это работа адекватными объемами препаратов в каждой конкретной области и аккуратность в проекции нервно-сосудистых пучков. Относительно эмболических – это медленное введение препаратов, работа иглой большого диаметра или канюлей (от 25G и толще) – относительно безопасным инструментом, который многие доктора предпочитают использовать в области крупных пучков или магистральных сосудов. И аспирационные пробы, хотя они не всегда будут показательны.
Вот почему:
«Плотные» инъекционные препараты через тонкую иглу могут не сразу поступать обратно в шприц, иногда это требует до 30 секунд – 1 минуты. Работая в толще мягких тканей навесу, не получится абсолютно неподвижно держать иглу. Сосуды могут оказаться слишком маленького диаметра, тогда мы увидим кровь в пробе, но она, скорее всего, поступает уже не из сосуда, а из окружающих его тканей. На практике нам не всегда следует бояться таких сосудов, потому что они тоньше диаметра иглы, и остаться в просвете сосуда в таком случае невозможно.
Максимально эффективно выполнение аспирационной пробы может быть при супрапериостальных инъекциях, когда мы «находимся» на опоре (на кости с надкостницей). Во всех остальных случаях, по мнению экспертов, ее достоверность бывает сомнительной. Проведению аспирационной пробы необходимо тоже дополнительно обучать (как врач стоит, где находится игла, как фиксируются руки, как подается препарат) – и мы тоже этому учим.
Если аспирационная проба стопроцентно-положительная, мы также рассказываем, почему не стоит этого бояться, как ее оценивать и что в такой ситуации нужно делать.
Основа основ
Есть и другие нюансы, но самая основная рекомендация для безопасной и эффективной работы в таких областях — это, конечно, знание послойной анатомии. Специально для врачей-косметологов мы адаптировали пятислойную анатомию по классификации Брайана Мендельсона. В ней есть все, что важно и необходимо именно в нашей клинической практике, и на что обычно не обращают внимания классические анатомы.
Сосудистая и нервная сеть лица очень вариабельны (в плоскости). Мы не можем со стопроцентной уверенностью знать, как проходят сосуды у данного пациента, но будем точно знать, в каком слое: так как абсолютно у всех людей на планете слои лицевой маски и структуры, находящиеся в них, постоянны. И во время диссекции мы это четко видим. Например, если мы понимаем, что крупная артерия (допустим, лицевая) идет в этой области под 3-м слоем (SMASом), значит здесь относительно безопасно будет работать во 2-м слое - в подкожно-жировой клетчатке над SMASом.
Обладая структурированными и комплексными знаниями послойной анатомии, мы сможем снизить риск, избежать повреждения или ишемии сосудов и нервов, спрогнозировать глубину и понять, на какой уровень эффективнее и безопаснее вводить препарат. А также вовремя распознать и быстро устранить развитие осложнений: знания дают нам возможность понять, какие структуры могут быть задействованы, этиологию жалоб, вероятное развитие, алгоритм неотложной помощи и последующего лечения.
О том, как послойная анатомия помогает победить страхи и мифы, связанные с опасными областями, мы также рассказывали здесь и здесь.